Закон о банках и банковской деятельности: надзорные функции ЦБ

Законодательство о проблемных банках

Банковское законодательство

Функционирование финансовой системы России основано на определенной законодательной базе. Решение проблем российских банков также имеет под собой основу в виде законов и инструкций Центрального банка. Одна из главных задач банковского законодательства – обеспечение надежности и устойчивости коммерческих банков. Фундаментом этой базы является Федеральный закон от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» № 395-1. Полный текст закона можно посмотреть здесь.

Основы банковского законодательства

Банковскую систему можно представить в виде лестницы, состоящей из трех основных ступеней:

  • Центрального банка РФ;
  • российских коммерческих банков, в том числе их зарубежных филиалов;
  • небанковских финансовых организаций (страховые компании, пенсионные фонды, биржи, брокеры и др.).

Закон о банках и банковской деятельности является главным инструментом по установлению правил для банковских структур. В Законе содержатся разделы, которые так или иначе касаются предотвращения финансовых проблем:

  • положение об открытии новых банков;
  • поэтапное описание процесса получения лицензии и процедура её отзыва;
  • схема признания финансовой организации банкротом;
  • способы поддержания стабильности и надежности банковского сектора;
  • требования к соблюдению прав держателей вкладов и инвесторов;
  • требования к страхованию депозитов;
  • определение квалификации и уровня профессионализма руководящего состава;
  • применение процентных ставок по депозитам и кредитным продуктам;
  • контроль за соблюдением правил бухгалтерского учета, аудит отчетности.

Закон о банках и банковской деятельности

Вторым основным документом в области регулирования проблемных банков является Закон о несостоятельности (банкротстве) №127 ФЗ от 26.10.2002.

Применение законов направлено на решение проблем финансовых учреждений. Там, где это уже невозможно, закон предписывает радикальные методы «лечения». Например, в 2013–2016 годах Центральный банк осуществил масштабную «зачистку» игроков сектора и многих из них ликвидировал. Среди них можно выделить: «Банк Российский кредит», «Пробизнесбанк», «Мой банк», КБ «Европейский трастовый банк», ОАО «Банк Западный», ОАО КБ «Волга-Кредит Банк» и других. В 2017 году волна отзыва лицензии несколько спала, новости о ликвидации и банкротстве кредитных организаций стали слышны реже. Было отозвано 50 лицензий против 117 в 2016 году. Благодаря ужесточению требований законодательства, регулирующего работу банков, а также строгому контролю за представлением отчетности, рынок постепенно пришел к снижению уровня мошенничества и отзыва лицензий. Усиление регулирования — один из способов повышения надежности банковской системы.

Что касается руководителей проблемных банков, то по отношению к ним предусмотрены разнообразные меры взыскания. Они прописаны в законе №281 ФЗ, вступившем в силу 28 января 2018 года. В их числе:

  • Пожизненный запрет на профессиональную деятельность в банковской сфере;
  • Возмещение части убытков за счет средств собственников и топ-менеджеров.

Рассмотрим подробнее основные разделы федерального закона о банковской деятельности, касающиеся проблемных банков.

Глава 1 Общие положения

Глава первая утверждает положения и термины, применяемые в банковской практике, подробно рассказывает о структуре финансового сектора (холдинги, ассоциации, группы и прочие). Кроме того, поясняются такие важные моменты, как:

  • пакет учредительных документов банка;
  • минимальная сумма уставного капитала;
  • условия работы совета директоров кредитного учреждения.

Глава 2 Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций

Глава вторая описывает следующие аспекты работы коммерческих банков:

  • перечень документов для открытия финансовой организации;
  • регистрация банка и выдача ему лицензии;
  • варианты отказа в открытии и постановке на учет филиалов;
  • схема ликвидации банка и порядок отзыва лицензии;
  • меры контроля, принимаемые Центральным банком России при выявлении нарушений законодательства;
  • разрешение спорных ситуаций;
  • особенности преобразования и слияния банков.

Статья 19 обязывает банковские организации соблюдать правила предоставления отчетности и раскрытия информации. В случае если возникает риск для держателей депозитов и кредиторов, предпринимаются меры по наказанию банка. Например, может быть выписан штраф от 0,1% суммы уставного капитала или ограничения на проведение некоторых операций. Срок ограничения может составлять до 6 месяцев.

Реорганизация кредитной организации подробно описана в статье 23. Срок признания банка реорганизованным в связи с его ликвидацией — 45 рабочих дней с даты подачи полного пакета документов.

Одним из частых поводов для отзыва лицензии у банка является ходатайство назначенной ЦБ временной администрации. Согласно статье 20, если срок работы временной администрации истек и подано ходатайство, то Центральный Банк России отзывает лицензию. Сроки работы временной администрации регламентируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» банков.

Глава 3 Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций

Третья глава регулирует деятельность банков в части соблюдения требований к резервам банка, а также порядок наложения ареста на денежные средства.

В соответствии со статьей 24, в целях обеспечения финансовой надежности кредитной организации, банк обязан:

  • Создавать резервный фонд. Порядок создания и использования резервных фондов установлен в Положении Банка России № 283-П от 20 марта 2006 года. Резервы формируются для покрытия возможных убытков.
  • Любой банк обязан следить за объемом безнадежных к взысканию долгов. Высокий уровень сомнительных долгов повышает финансовые риски и увеличивает дебиторскую задолженность банка.
  • Кредитные организации обязаны составлять и представлять в Центральный банк Российской Федерации планы по «реанимации» финансовой устойчивости.
  • Следить за достаточностью собственного капитала.

Одним из способов финансового оздоровления кредитной организации является санация. Это понятие и принципы его использования подробно изложены в статье 31 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Государственная санация – финансовая помощь банку по погашению долговых обязательств и восстановлению стабильного положения. Помощь предоставляется в первую очередь кредитным учреждениям, входящим в список системно значимых банков России. Список формируется Центральным банком Российской Федерации и доступен на его официальном сайте по этой ссылке.

Список системно значимых банков

В 2017 году государство начало санацию трех крупных игроков банковского рынка: ФК Открытие, Бинбанка и Промсвязьбанка. Центральному банку, под давлением проблем устойчивости банковской системы, пришлось всерьез заняться оздоровлением системно значимых организаций. На поддержку ФК Открытие было направлено 456 200 000 000 рублей. Бинбанк ожидает финансирование в размере 370 000 000 000 рублей, а Промсвязьбанк – около 200 000 000 000 рублей.

Глава 4 Межбанковские отношения и обслуживание клиентов

Глава регулирует:

  • отношения между коммерческими банками;
  • установление процентных ставок по кредитам и депозитам;
  • контроль за размером комиссий финансовых организаций;
  • решение проблем, связанных с банкротством заемщиков и возвратом непогашенных кредитов.

Для банка важно своевременное погашение взятых заемщиками кредитов. Если клиент не исполняет взятые на себя обязательства, то банк обязан инициировать досудебные процедуры. Если взыскание денежных средств невозможно, то финансовая организация обращается в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела по Федеральному закону № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года. Заемщик, при соблюдении всех определенных законом условий, признается банкротом.

Значительное количество таких случаев ведет к росту дебиторской задолженности банка, что приводит к увеличению убытков.

Глава 6 Сберегательное дело

Глава касается следующих моментов:

  • банковские депозиты;
  • необходимость участия финансовых учреждений в системе страхования вкладов;
  • фонды добровольного страхования депозитов.

В соответствии со статьей 36, принимать депозиты от вкладчиков могут не все банки, а только организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Также они обязаны соблюдать требования федерального закона о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Глава 7 Бухгалтерский учет и контроль

Данный раздел закона регулирует следующие понятия:

  • надзор за работой финансовой организации;
  • проведение регулярного внешнего аудита и своевременное предоставление достоверной отчетности.

Для регулятора и самих банков это одно из главных условий своевременного выявления финансовых проблем.

Заключение

В действующее законодательство постоянно вносятся изменения, основанные на практике банковского рынка. Экономика России меняется, вместе с ней подвергаются изменениям и законы о банках. Эти изменения в первую очередь направлены на ужесточение контроля со стороны регулятора и защиту интересов вкладчика. Помимо кризисных явлений в финансовой системе страны, к этому подталкивает следование общемировым тенденциям в банковской индустрии. Например, необходимость соответствия европейскому протоколу Базель III, в котором заложены повышенные требования к нормативам достаточности капитала.

Ссылка на основную публикацию